МДОБУ Оброчинский детский сад №2 Ичалковского муниципального района РМ
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 4518.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Александра Томилина (УИ №141191, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Конспект НОД по изобразительной деятельности. (в старшей группе) «Полотенце с мордовским орнаментом»МДОБУ «Оброчинский детский сад №2» Ичалковский муниципальный район Конспект НОД по изобразительной деятельности. (в старшей группе)
Подготовила: Сотова Л.В. Задачи: Познакомить детей с историей мордовского полотенца. Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора. Учить передавать колорит мордовского орнамента. Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Познакомить с новым словом на мордовском языке «нардамопатя» (полотенце), воспитывать доброжелательное отношение к другим народам; вызвать интерес к мордовской культуре, стремление учиться создавать изделия, радующие окружающих, сохранять национальный колорит народа Мордовии. Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»: пополнить знания детей о мордовских обычаях, представления о мордовском прикладном искусстве, вышивке. ОО «Речевое развитие»: пополнить и активизировать словарный запас мордовскими словами. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: совершенствовать навыки изобразительного творчества, закрепить умение работать красками и кисточкой. ОО «Физическое развитие»: развивать мелкую моторику рук. Материал: иллюстрации с изображением полотенец с мордовской вышивкой, икона; фото обрядов, связанные с полотенцем, образцы мордовских узоров.
Предварительная работа: изготовление заготовок - «полотенец» для рисования. Рассматривание названий элементов мордовского орнамента, открыток, альбомов, иллюстраций мордовского орнамента. Рисование отдельных элементов орнамента. Словарная работа: нардамопатя, утирка, рушник. Вастомазанок. Шумбрат! Ход занятия: Воспитатель встречает детей хлебом солью и вышитым мордовским орнаментом полотенцем.
Дети: Шумбрат! Ребята, я хочу вас спросить. - В какой стране мы живём? Дети: (В России) - В какой республике мы живём? Дети: (В Республике Мордовия) - Назовите столицу России. Дети: (Москва) - Назовите столицу Республики Мордовия. Дети: (Саранск) - Какие народы проживают в Мордовии? Дети: (Мордва, русские, татары, украинцы, чуваши и др.) - На какие языковые группы делятся мордва? Дети: (Эрзя, мокша, шокша) Основная часть занятия. Рассказ воспитателя «Мордовское полотенце» Воспитатель: В традиционной культуре русского и мордовского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце, как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников. Недаром я вас сегодня встречала хлебом солью с расшитым полотенцем.
У мордвы - это нардампатя (повторить с детьми) ; у русских – полотенце называли раньше, в старые времена - утирка; у украинцев – рушник. В повседневной жизни полотенца являются необходимостью – вытирать лицо, руки, тело. Но есть еще и праздничные полотенца.
- для украшения икон, иконостаса в доме и церкви; - крестильные, пасхальные и многие другие полотенца. Рассматривание полотенец. Вышитые полотенца очень яркие. Для вышивания используются шерстяные, шёлковые нитки, мулине. Стили узоров для полотенец тоже переплелись: геометрические узоры, фигурки животных и людей, растительный орнамент. У эрзи в узорах преобладают геометрические формы: треугольник, квадрат, конус, круг, спираль. У мокши – наряду с геометрическим узором был растительный орнамент, фигурки животных, людей. Воспитатель: Ребята, на каких предметах можно встретить мордовский орнамент? Дети: На одежде, посуде, игрушках, на зданиях, на мебели, на предметах быта. Современные фабрики выпускают яркие полотенца с геометрическим узором, что связывает древние культурные обычаи с современностью. Это полотенца тканные, с печатным рисунком и вышитые вручную. Д/и «Собери мордовский орнамент». Воспитатель: Ребята, из каких элементов состоит этот орнамент. Дети по очереди выставляют карточки и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, полувосьмиконечная звезда, точка, круг, растительный орнамент. Воспитатель: А теперь,я приглашаю Вас, в нашу мастерскую. Садитесь за свои места.
Пальчиковая гимнастика. Те сурнесь – авине, (Этот пальчик – мамочка) Те сурнесь – тетине, (Этот пальчик – папочка) Те сурнесь – бабине, (Этот пальчик – бабушка) Те сурнесь – дедыне, (Этот пальчик – дедушка) Те сурнесь – мон… Ванине. (Этот пальчик – я… Ванечка) Дети под слова разминают каждый пальчик, сначала на одной руке, затем на другой. Воспитатель: Сегодня мы будем расписыватьполотенце (нардам патя) мордовским орнаментом. (Воспитатель показывает способ рисования мордовского узора.) Воспитатель: Рисунок должен быть симметричным и одинаковым по обоим концам полотенца. Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти, пользоваться салфеткой. Дети под мордовскиенапевы приступают к работе. Итог занятия. Воспитатель: Какие красивые, яркие полотенца у вас получились! Все работы аккуратные, видно Ваше старание. Молодцы!
Дети прощаются с гостями. Дети: Вастомазанок! До свидания! Используемая литература: 1. Бурляева О. В., Щемерова Н. Н. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. -Саранск 2011 2. «Валдоня» (Светлячок) : Программа и методические рекомендации для дошкольников образовательных учреждений Республики Мордовия; Министерство образования РМ. – Саранск «Красный октябрь», 2001. 3. «Мы – Мордва! Н. Мокшин. Саранск Издатель Константин Шапкарин Дом народных ремесел 2012. 4. Интернет - источники. 18 февраля 2016 в 06:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.