МДОБУ Оброчинский детский сад №2 Ичалковского муниципального района РМ

Занятие Моя малая Родина. Воспитатель Елистратова М.Ю.

 «Моя малая Родина»


Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, Республики Мордовия, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о городе Саранск; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.


Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Саранска, достопримечательности республики и природы родного края, запись гимна Мордовии и гимна РФ.


Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?»

- О чем поется в песне? (о Родине)

- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть. Беседа о Родине

- Скажите, что такое Родина? 

(Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наша республика Мордовия. Это наша столица Мордовии — Саранск, наш Ичалковский район, наше село Оброчное.  Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).

- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.


– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:


«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»


- Родина – это страна в которой мы живем.

- Как она называется? (Россия)

- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.


Россия- ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!


- В России много городов. Ребята, скажите, а какой город столица  Мордовии?

(город Саранск)

(показываю карту Мордовии и г.Саранска)


- Посмотрите – это карта Мордовии. Как вы думаете, наша республика  большая или маленькая? (ответы детей)

- Наша республика большая и живут в Мордовии разные народы. Какие народы живут у нас в распублике? (русские, татары, мордва ) Все они живут в мире и согласии.

Ребёнок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.


Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!


- Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)

- Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой — державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

- Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.

- Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный).

- А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;

Синий цвет – небо.

Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.

- Третий символ – это гимн.

- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Прослушивание гимна России. 

- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

-Но вот и у нашей республики Мордовия  есть свои герб, флаг и гимн. Давайте прослушаем гимн Мордовии. (слушаем гимн Мордовии)


 -Флаг республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов.


Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1\4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1: 2.

В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак маренового цвета, - символ солнца, тепла, доброты.

Итак, флаг РМ означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.


-Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич – избрал французскую форму щита: почти квадрат с сердцевидным заострением внизу. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.


Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:

- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на

нашей территории;

- красоту природы, духовную красоту народа;

- достаток, богатство.


На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов - административных, промышленных, культурных центров республики. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой цветов флага Мордовии. Колосья в современной геральдике означают экономическую мощь государства, занятия земледелием, национальное единство. Завершается герб солярным знаком в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.


- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина.

 Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут

 близкие и дорогие нам люди.


Ребенок:

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!


3. Игра с мячом «Наш город Саранск какой?»

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).

- Вы любите наш город? (ответы детей)

- За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады)

(дифференцированный подход для сильных детей)


4. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали  о Родине много нового. Правда?

- А именно: ваша семья, ваш дом находится в республике Мордовия.

- А Мордовия – в России.

- Молодцы, ребята!


6dd3d70202f29087a20596dc7ed699c2.jpg

70568d8f8994129def3f650eb72f4a28.jpg

f530e07cbe1980717e827097ec9db9a7.jpg

1569c965ebe9bf4ecf0b39df8081c39e.jpg

6d050b9e82769e2544ad612ab6f65003.jpg

a79652270dce6fa3da0bd9372566ef15.jpg

a26685309fc8d183d45377dcbebc549c.jpg

19c85d5fecf5c985572952fc4b98f0d0.jpg

086450fff36c9942e8cf8b62f0249aba.jpg

18 февраля 2016 в 07:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.