МДОБУ Оброчинский детский сад №2 Ичалковского муниципального района РМ
|
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Оброчинский детский сад №2» Елистратовой Марии Юрьевны«Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Кроме того, в ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказка является Основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте является сказка, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Эту важную функцию выполняет в детском саду театрализованная деятельность. Цель: Формировать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей через вовлечение их в театрализованную деятельность. Задачи: 1.Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом свои эмоции. 2.Развивать и совершенствовать все стороны речи: чистое произношение всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь. 3.Воспитывать навыки театральной культуры. Объект исследования: Использование театрализованной деятельности в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать и сопереживать персонажам. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому воспитатель обязан: · создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.); · приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); · обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; · создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Содержание театрализованных НОД включает в себя: · просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; · игры-драматизации; · разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; · упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); · упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Непременными условиями формирования театрализованной деятельности в работе с детьми должны быть: · индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; · особенности его эмоционально-личностного развития; · интересы, склонности, предпочтения и потребности; · любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; · возрастные и полоролевые особенности. · единства социально-эмоционального и когнитивного развития; · насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; · постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; · наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; · совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей). Теоретическая база опыта. В своей работе я использую: 1. «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А.Михайлова. 2. «Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др. 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. 5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. 6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. 7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. 8. Нищева Н.В. будем говорить правильно. 9. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». 10. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. 11. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. 12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. В процессе обучения детей театральной деятельности перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Наиболее эффективными и интересными методами для детей в развитии театрализованной деятельности я считаю: · чтение и рассказывание сказок; · серии занятий по сказкам; · заучивание пословиц, стихов; · НОД по изо-деятельности: лепка, аппликация, рисование; · дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?»; · сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка», «Ковёр – самолёт». · подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «У медведя во бору», «Кривое зеркало», «Солнечные лучики», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Не оставайся на земле», «Ловля обезьян», «Лесные пятнашки». · игры – драматизации: инсценировка «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», игра мотивация «Идём по зимнему лесу», игровая ситуация «Дорожка вежливых слов», игра беседа «Закончи сказочную историю» и т.д.; · оформление альбома с детскими рисунками «Добрые герои сказок»; · проблемные ситуации «Как бы ты поступил?»; · игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои?»; · мини – этюды «Во поле берёзка стояла», «Аленький цветочек», «Мороз Иванович», «Холодно», «Снежинки». · рассматривание картин «Лукоморье», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», иллюстраций Ю.П. Воевода «Сказка малышам», А. Коневский «Золотой ключик», А. Кокорина «Сказки Г.Х. Андерсена». · прослушивание произведений М.Глинка, В. Шаинского. · консультации для родителей; · посещение кукольного театра, библиотек; · литературные праздники, викторины. Анализ результативности. В результате целенаправленной и систематической работы по социально-эмоциональному развитию детей средствами театрализованной деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках. Была намечена и проведена большая работа с родителями – это создание уголка театрализованной деятельности. Родители приносят сшитые своими руками костюмы сказочных героев, атрибуты для театра и сами активно участвуют в праздничных мероприятиях, примеряя на себя роли сказочных героев совместно с детьми. Главной целью этой работы является – сблизить родителей и детей через совместную деятельность. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на главную роль наиболее робких; - распределение роли по карточкам (выбирается любая карточка с изображением персонажа); - проигрывание ролей в парах. При этом возникают две основные проблемы: - что делать, если не хватает на всех ролей; - кто будет играть отрицательных персонажей. Первую помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли. Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: дети, взрослые, артисты, должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ, как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому, необходимо, чтобы каждый из детей исполнял, как отрицательные, так и положительные роли. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: · насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; · постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; · наличие интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми; · совместное участие в данном процессе детей и воспитателей. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям и для совместных занятий с детьми. 16 марта 2016 в 17:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.