МДОБУ Оброчинский детский сад №2 Ичалковского муниципального района РМ
|
Консультация для воспитателей «Музыкально- дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Музыкально- дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела музыкальный руководитель- Мильгунова Надежда Борисовна
«…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами : «В начале был ритм» Г. Нейгауз Удивителен и многообразен мир музыки. Это - народная песня, классическая и эстрадная музыка, государственные гимны и незатейливая детская песенка. Но есть нечто общее, объединяющее это многообразие – способность располагаться во времени. Подобно художнику, изображающему свою идею на холсте, музыкальный художник рассказывает нам о чём-либо, располагая свои замыслы на невидимом, беспрерывно движущемся полотне. Музыка – искусство, разворачивающееся во времени. Воспитанию чувства времени, а также воспитанию чувства ритма предназначен данный материал для работы с детьми дошкольного возраста. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все окружающее нас живет по законам ритма. Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Также ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе. Мы его слышим и видим, в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева… Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем Работа по развитию чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоничному развитию ребенка. Что же такое ритм? Ритм- чередование различных длительностей в музыке (долгих и коротких звуков). Ритм - основа музыкального произведения, так же, как темп и лад, создающая гармонию чувств и переживаний малышей. Ребёнок, у которого чувство ритма не будет развито, не сможет ни исполнять песни (в них тоже заложен ритм), ни участвовать в танцевальных композициях (т. к. движения будут неритмичными), ни анализировать прослушанное музыкальное произведение, ни играть в оркестре. Кроме того, если у ребёнка чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой, слитной речи, она невыразительна, ребёнок говорит примитивно, используя короткие отрывистые высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. . На самом деле, истоки развития этого чувства можно увидеть ещё во внутриутробном периоде развития (ребёнок слышит стук материнского сердца), начиная гулить, лепетать, он произносит ритмические композиции тех или иных слоговых сочетаний и т. д. Наша задача - дать этому заложенному чувству развиться, тем самым определив успешное развитие музыкальных способностей ребёнка. Музыкально- дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение- в доступной форме привить детям любовь к музыке, развить музыкальные способности. Музыкально - дидактически игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить музыку, у них развиваются основные компоненты музыкальности. Я сегодня познакомлю вас с теми музыкальными играми, которые вы сможете использовать в повседневной работе с детьми, когда проводите минутки шалости, физкультминутки.
Младшая группа Песенка про игрушку («Чудесный мешочек»: название игрушки, придумай ей имя) Песенка про имя (дружно произносят имя и одновременно шлёпают, хлопают) Кто твой дружок? Давай споём про него песенку! Игры с предметами - называть и прохлопывать всё, что дети видят: стол, стул, пианино, ковёр, лампочка и т.д.; создают ритмические цепочки из двух слов: пи-а-ни-но СТУЛ! ( ти-ти-ти-ти – ТА) Ритм в стихах - при заучивании любого стихотворения придумывайте сопровождающие движения. Этими упражнениями мы готовим ребёнка (пока что на уровне подсознания) к слоговому анализу слова.
Игры с игрушками (усложнение: давать ласкательные имена- зайчик - заинька, котик - котёночек и проговаривать, прохлопывать, проигрывать эти названия на музыкальных инструментах) Игры с именами. Уменьшительно - ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие (Таня- Танечка). Пропевание имён: (педагог): «Как тебя зовут?» – (ребёнок) «Настя! Настенька! Кто твой дружок? (пропеть) Игры с предметами. Усложнение: находить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей, и прохлопать получившееся сочетание четвертными длительностями. Н-р: крас-ный стул, бол-шо-е пи-а-ни-но. Ритм в стихах - прохлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм. (н-р: «Барабанщик») Упражнения с ладошками- с. 20 («Этот удивительный ритм»), игры с ладошками. Ритм в музыкальных произведениях: дети подыгрывают педагогу на музыкальных инструментах двухчастные произведения; педагог ритмично читает стихотворение, а после каждой строчки дети играют на разных музыкальных инструментах (ложки, маракас, треугольник, румба)
Старшая группа Игры с игрушками: придумать песенку про игрушку и прохлопать её в ладоши или сыграть на музыкальном инструменте. Н-р: Бе-лоч-ка- прыг-прыг-прыг! Игры с именами: назвать своё имя, сопровождая его любыми звучащими жестами: хлопками, щелчками, стуком, шлепками. Цель: учить детей не просто произносить и отхлопывать своё имя, а выполнять ритмические движения на каждый слог, суметь показать своё имя - поднять руки, развести в стороны, кивнуть головой и т.д. «Кто твой дружок»- поёт педагог. «Мой дружок Серёжа»- поёт ребёнок. игры с ладошками (с партнёром) Ритм в стихах «Солнце село на сосну» Игры с картинками - прохлопать двум подгруппам детей разные ритмические формулы. Игры с именами – песенка о себе . Н-р: Я Танечка, я Танечка, я танцевать люблю (пропеть, сопровождая звучащими жестами); дразнилки (найти движения к своему имени и дразнилке, которые должны быть добрые, тёплые, не обидные, с юмором) «Есть у вас и у меня…» «Кто твой дружок? Что он любит, чем увлекается? Игры с ладошками - чередовать шлепки по коленям, плечам, животу с хлопками в ладоши в различных вариантах. Ритм в стихах - «Доктор Дятел»- с. 45, «Три фасольки»- с. 50 Ритмические игры – «Игра с помпоном» Игры: «Автомобили», «Магнит и железка», «Моя тень», «Моё зеркало» Речевая игра «Лежало печенье…»
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить».
Э. Жак- Далькроз.
9 ноября 2021 в 13:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.