МДОБУ Оброчинский детский сад №2 Ичалковского муниципального района РМ
|
Всероссийский День правовой помощи детям. Беседа с выпускниками ДОУ. Старшая группа. Воспитатель Сотова Л.В.Всероссийский День правовой помощи детям Цель: формирование правовых знаний и навыков правовой грамотности. Задачи: - повышение уровня правовой культуры выпускников; - развитие правовой грамотности и правосознания выпускников; - профилактика правонарушений выпускников. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Этап формирования мотивации Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей. - Огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми. Россия многонациональная здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, т.е. законы, которые люди придумали для себя сами. Основной закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». В нём говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Есть и другие законы: Семейный Кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Жилищный кодекс, Уголовный кодекс и много других законов. - В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети? Дети, оставшиеся без попечения родителей Безнадзорные и бездомные дети Дети-инвалиды Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий Дети - жертвы насилия Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.III. Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей. - Ребята, Международный день ребенка отмечается 20 ноября. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство". - А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. - Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Декларация – образец-призыв. Конвенция – договор, обязательный для выполнения. - А кого считают ребенком? Ребята, как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?
- Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы на самом деле еще дети и имеете право на особую заботу и помощь со стороны государства. - Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы: 1) основные права – на жизнь, на имя; 2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях); 3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии); 4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание); 5) образование детей и их культурное развитие; 6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации. Главное право каждого человека – право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Как вы понимаете значение этого права?.. “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам; строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”. - В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. - Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. «Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование» - Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. В каком документе определены ваши права и обязанности во время учебы? Правильно, в Уставе учебного заведения. - Мы с вами имеем право не только на образование, но и право на отдых. Родители/законные представители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. - Каждый из вас, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Каждый сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе... Высказывания выпускников: «Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что взрослым небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.» - Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия. IV. Обязанности детей. - Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – основная обязанность каждого человека. Существуют и другие обязанности: Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста. Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе; после достижения 18-летнего возраста подлежат призыву на военную службу. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа». V. Ответственность. - Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны. На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. Ложный звонок. Пример: – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим … - Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ... Оказывается, это вовсе не шутка, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции. Нанесение побоев. - Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев. Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК. Осквернение зданий и транспорта. Пример: – А «Спартак» выиграл, а никто не знает! – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! Пишут. Ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба. А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы. Ребята, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!Нарушая права, вы нарушаете закон. Правонарушение – это виновное, противоправное и вредоносное поведение недееспособных лиц, влекущее юридическую ответственность. Признаки правонарушений: 1.Поведенческий акт (активное действие, или бездействие). 2. Нарушение норм права (деяние, запрещенное нормами права). 3. Причинение вреда (материальный, ущемление прав граждан, нарушает общественные отношения, т. е. это общественно опасное деяние). 4. Виновное деяние (лицо должно сознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает в силу малолетства, невменяемости, либо других обстоятельств общественной опасности своих проступков, то не будет и правонарушения. 5. Деяние деликтоспособного лица (лицо, совершившее деяние, способно нести юридическую ответственность. Деликтоспособность физических лиц наступает с определенного возраста, а юридических - с момента регистрации). Виды правонарушений. Это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Все остальные правонарушения не приз-наны преступлением. Характеризуются меньшей степенью общественной опасности.
Виды проступков: 1. Гражданско – правовые - правонарушения, наносящие вред имущественным и связанным с ними личным отношением, урегулированным нормами гражданского права. (Гражданское, семейное, трудовое право).
2. Административно-правовые – правонарушения, наносящие вред отношениям в области государственного управления. (Административное, финансовое, земельное и др. отрасли права). 3.Дисциплинарные проступки- правонарушения, наносящие вред внутреннему распорядку предприятий, учреждений и организаций. Юридический состав правонарушений. (Это совокупность его обязательных признаков). 1. Объект правонарушений (охраняемые правом общественные отношения, которым наносится ущерб. Право собственника, кредитора и т.д.). 2. Объективная сторона правонарушений (элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности). 3. Субъект правонарушений (лицо, совершившее правонарушение вменяемое, физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности 16, 14 лет). 4.Субъективная сторона правонарушений (раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя). Предупреждение правонарушений. Борьба с правонарушениями. Предупреждение Неотвратимое наказание 1. Косвенные меры: улучшение общего уровня жизни. 2.Прямые меры: -уменьшение возможностей для совершения преступлений; -профилактическая работа с населением; -вмешательство государства в кризисные ситуации; -привлечение общественности к борьбе с преступностью; -оказание помощи жертвам преступлений.
VI. Рефлексия. Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормам
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята. 22 ноября 2023 в 19:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.